Шляпцева Ольга Владимировна

Опыт работы

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ИРТЫШСКИЙ»

ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 Опыт работы воспитателя

Шляпцевой Ольги Владимировны

по теме:

«Дидактические игры

как средство сенсорного воспитания»

2017 г.


Сенсорное воспитание во все времена является важным для полноценного развития детей. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самые существенные, характерные признаки и свойства. В практике сенсорному воспитанию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, выделяя основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Проблема характеризуется противоречием между обширным рассмотрением теории сенсорного воспитания в отечественной психолого – педагогической литературе, богатым практическим опытом дошкольных образовательных учреждений в вопросах сенсорного воспитания и необходимостью более результативного его осуществления путём организованной деятельностью.

Я работаю всего 3 года и все эти годы работаю с детьми раннего возраста. Наблюдая за детьми, выяснилось, что у них слабо развита мелкая моторика руки и практически не сформированы сенсорные понятия. Наблюдая за игрой детей своей группы, я обратила внимание на то, что некоторые дети не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка. Поэтому, одним из основных направлений в моей работе с детьми является сенсорное воспитание и развитие мелкой моторики руки. Данное направление в воспитании детей для меня стало актуальным и подтолкнуло на углубленное изучение этой темы.

Цель определить как дидактические игры влияют на сенсорное воспитание.

Задачи:

• Изучить научно-методическую литературу по данной теме;

• Способствовать развитию представлений о цвете, форме, величине предметов;

• Формировать умение выполнять игровые действия;

• Воспитывать навыкисамостоятельности, аккуратности, доброжелательности;

• Развивать мелкую моторику руки.

Работу с детьми строю на основе принципов:

1. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитательно – образовательного процесса;

2. Принцип развивающей, познавательной направленности образовательной деятельности;

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей раннего дошкольного возраста.

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.Анализ научно-методической литературы показал, что полноценное сенсорное воспитание осуществляется только в процессе сенсорного развития, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Работая с детьми дошкольного возраста, для которых игровая деятельность является ведущей, считаю, что игровой метод - наиболее выигрышный и имеет ряд преимуществ:

-принцип «от простого к сложному»;

-индивидуально – дифференцированный подход;

-переход от непроизвольной деятельности к произвольной.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования осуществляется в интеграции образовательных областей:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, т.к. с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группирование по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Работу проводила поэтапно. Сначала детей учила различать цвет предметов. Работу по ознакомлению детей с цветом провожу в разных видах деятельности. Например: в игровой деятельности показываю один какой-либо цвет, а дети находят в группе игрушки такого цвета. В организованной деятельности по рисованию дети рисовали предметы на заданный цвет: жёлтый – солнышко, цыплёнок; красный – шарик, яблоко; синий – небо; зелёный – трава, огурец; белый – облако, снег; чёрный – дорогу. В организованной деятельности по конструированию предлагала детям задания подбирать кубики, кирпичики определённого цвета, например красный заборчик, синяя лестница, жёлтый стульчик и т.д. В беседе старалась закрепить необходимые знания. Так, рассматривая одежду детей, я обращала внимание, какого она цвета, какая она красивая. В данном случае ребенок старался назвать цвет одежды своей и товарища. В жизненных ситуациях ребёнку часто приходится выбирать предмет, ориентируясь на цвет, форму. Поэтому в организованной деятельности по развитию речи часто применяю задания, упражнения, позволяющие выяснить, как дети справляются с различением предметов по цвету, величине. Например, матрёшка в красном сарафане пьёт чай из синей чашки (рядом игрушки другого цвета), или посади белого медведя на красный куб и т.д. В работе по конструированию дети узнавали и называли форму кирпичика, пластины, кубика. Дети выполняли такие постройки как: диван, стол, скамейка, лесенка. Эти постройки обыгрывались с куклой, зайчиком, собачкой, дети учились правильно называть форму и цвет. Для усвоения детьми формы, закрепляла знания шарика и кубика в игре «Поручения», т.е. предлагала детям принести кубик и назвать его форму и цвет, тоже сделать и с шариком. Далее задача усложнялась: детям предлагалось принести сначала большой, а затем маленький кубик. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление.

Но основную работу по сенсорному воспитанию детей провожу, играя в дидактические игры. Для этого предлагала дидактические игры «Цвета», «Разноцветные крышечки», «Цветные палочки» и другие. В процессе игр дети учатся решать простые умственные задачи типа: поставить рядышком два одинаковых предмета (по цвету), правильно назвать цвет, сравнивать их, сгруппировать предметы одного цвета. Игра «Чудесный мешочек» - назови предмет, что ты достал или найди на ощупь шарик, кубик. Игра «Собери башенку» - задача заключалась в том, чтобы собрать башенку из кубиков в определенной последовательности: большой, поменьше, маленький. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания «Спрячь утёнка» - цель которой научить детей обобщать предметы по сюжету, цвету. Игра представляла собой набор домиков из красного, жёлтого, синего, зеленого, белого, черного цвета. Из окошка выглядывает утёнок, перед детьми ставила задачу: закрыть окошко ставенкой тождественного цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали ставенки по цветовому признаку.

Для развития сенсорных способностей большое значение имеет предметно - развивающая среда, созданная в группе. В нашей группе имеется дидактический стол с пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики рук. Также имеется центры песка и воды, где дети знакомятся со свойствами песка и воды, с удовольствием там играют.

Работу по восприятию цвета и формы проводила с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет и форму, задания в дидактических играх усложняла. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагала задания в облегченном варианте и проводила чаще индивидуальные занятия в игровой форме.

В своей работе с детьми раннего возраста стараюсь использовать много разнообразных дидактических игр как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Наряду с дидактическими играми в работе с детьми по сенсорному воспитанию использую упражнения с дидактическими игрушками: матрешки, разнообразные вкладыши, мозаики, пирамидки и др. Игровое и обучающее начало в их особой конструкции: собирая красивую игрушку путем разнообразных действий дети видят сами правильность (получается игрушка) или неправильность своих действий (детали не подходят, предмет не собирается - ошибка наглядна. Стремление получить желаемый результат заставляет снова и снова, искать необходимые детали, лучше их рассматривать, различать по признакам. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек (собрать, вложить в отверстие соответствующей формы, разложить, составить целое из частей), что позволяют совершенствовать сенсорный опыт детей, являются полезными для закрепления представлений об окружающем мире. Ценность этих игр и упражнений еще и в том, что благодаря заложенному в них принципу самоконтроля они позволяют организовать более или менее длительную самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть вместе, не мешая друг другу.

Диагностика сенсорного воспитания предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. Мною была проведена диагностика в 1 младшей группе на начало и конец 2016- 2017 учебного года. На начало года в первой младшей группе я проводила диагностику детей с целью выявлений знаний детей пришедших в группу. На конец учебного года в 1 младшей группе и на начало 2017 - 2018 учебного года во 2 младшей группе проводила диагностику с целью выявления знаний, умений и навыков полученных детьми за данный период времени.

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3.  одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение: задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Педагог предлагает ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей.

Обучение:

 При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка воспроизвести его. Если ребенок не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка вставляет фигуры в соответствующие прорези; собирает пирамидку с учётом величины колец; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.

1 младшая группа была укомплектована в сентябре 2016 года в количестве 30 человек. По данным диагностики детей на 2016 - 2017 год можно сделать вывод о том, что на начало года из 30 детей только 6 - имели основы сенсорного воспитания, а на начало 2017 года только 7 - недостаточно усвоили знания по причине частых пропусков по болезни.

Диагностика, проведенная в начале 2016- 2017 учебного года, показала:

- высокий уровень сенсорного развития имеют – 20 % детей;

- средний уровень – 40 % детей;

- низкий уровень – 40 % детей.

Результаты диагностики, проведенной в конце учебного года:

- имеют высокий уровень сенсорного развития – 20 % детей;

- средний уровень – 50 % детей;

- низкий уровень – 30 % детей.

 Диагностика, проведенная на начало 2017- 2018  учебного года, показала:

- высокий уровень сенсорного развития имеют – 20 % детей;

- средний уровень – 57 % детей;

- низкий уровень – 23 % детей.

В своей работе с детьми я считаю главным: полное принятие ребенка таким, каков он есть, тесное сотрудничество с семьёй, пошаговое развитие сенсорной культуры во всех сферах деятельности малыша. В работе с родителями организовываю консультации, где подробно рассказываю о содержании работы по знакомству малышей с цветом, формой, о важности своевременного воспитания цветового и форменного различия, а также о том, какая работа должна проводиться с детьми в семье. Кроме того помещаю в уголок материал «Чему мы учились сегодня».

Таким образом было выявлено, что дети умеют: выделять цвет, форму, величину предметов, придерживаться игровых правил в дидактических играх, принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в один сюжет. Дидактические игры положительно влияют на развитие мелкой моторики руки. Прослеживаются навыкисамостоятельности, аккуратности, доброжелательности. Считаю, что для каждого ребёнка нужно подобрать именно тот комплекс пальчиковых гимнастик, развивающих упражнений и дидактических игр, который подходит непосредственно ему. Работу для развития сенсорной культуры детей раннего возраста с помощью дидактических игр буду продолжать.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2006. – 160

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка Кн. Для воспитателя дет. Сада – М.: Просвещение, 1988

3. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: Учеб. -метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. (Библиотека Воспитателя). 4. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы, величины у детей от рождения до трёх лет. - Л: Мозаика - Синтез; М.: ТЦ. Сфера, 2003, - 120 с.

5. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года. ООО

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2016 год.

6.  // Дошкольное воспитание, 1981 г. №3 стр. 55-56.

7.  // Дошкольное воспитание, 1988 г. №2 стр. 26-30.

Приложение

Примеры дидактических игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста:

Игра-путешествие - призвана усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают пре­одоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

Игра-поручение по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игра-предположение («Что было бы...»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельностей детей, они учатся слушать друг друга.

Игра-загадка. В её основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игра-беседа. В её основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Собери и разбери пирамидку»

Цель: развивать сенсорные способности, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании. Материал: яркая пирамидка.

Игровые действия: Прилетел воробышек и плачет, кто-то сломал его любимую пирамидку, а он ее не может собрать. Предложить малышам пожалеть воробушка и собрать ему правильно пирамидку.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: посуду, овощи, шарик, кубик, животные. Ребенок вытаскивает предмет из мешка

и называет его.

 

Кто летает

Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета, голубь, стол и т.д.)

Сухой бассейн

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику рук, развивать восприятие, мышление, память. Материал: цветные крышки от пластиковых бутылок в коробке, разнообразные картинки для выкладывания узора.

Игровые действия:

Вариант 1: детям предлагается несколько раз рассыпать крышки и собрать;

Вариант 2: выложить крышки на картинке, соблюдая цвета;

Вариант 3: построить пирамидки, башенки, ворота, домик.

Подбери фигуру.

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, а также несколько самих фигур. Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

 

Большой и маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: лопатки, машинки, кубики т.д.

Попросите ребенка из каждой пары выбрать больший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие

Заклей дырки

Возьмите любую картинку, книги, вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

Вариант 2.  Подбери заплатку.

Детям предлагаются платья, которые «прохудились» (на каждом платье вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур).

Платье надо «починить» -  для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме.

Составь из частей

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди. Задача детей восстановить изображение, составив ее из частей.

 

 

Дидактическая игра «Кто, что ест?»

Воспитатель раздает детям коробочки с изображением животного, дети должны назвать, чем питается этот зверь. Затем они открывают коробочку и

Сравнивают свой ответ с изображением внутри.

От маленького к большому

Цель: продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Материал: Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов.

Игровые действия: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.

 

25 ноября 2017 в 19:31

Прикреплённые файлы:

Документ: Опыт работы

Описание файла:

Файл называется: opyt-raboty-1-1-1_813ue.pdf

Это официальный файл организации «Шляпцева Ольга Владимировна», в нём содержится Опыт работы.

Размер файла: 0,45 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.